ТИК г.Шахты - ГАС «Выборы»

 

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» - неотъемлемая часть избирательной системы Российской Федерации

Вместе с развитием избирательной системы Российской Федерации активно развивается ее технологическая база, и, прежде всего, автоматизация информационных процессов при подготовке и проведении выборов, референдумов.
Актуальность применения средств автоматизации в избирательном процессе стала вполне очевидна с самого начала создания избирательной системы России. Выборов стало заметно больше, они стали разнообразнее, резко возросла их общественная значимость, приобрел актуальность вопрос о независимом контроле и прозрачности для граждан России и средств массовой информации. Необходимо также учитывать особенности страны, масштабность территории и географическую разбросанность, охватывающую 11 часовых поясов, создание более 95 тысяч избирательных участков, образуемых в период проведения федеральных выборов, организацию в один день выборов различного уровня.
В условиях быстрого развития избирательного законодательства не только на федеральном, но и на региональном уровне, технология избирательногопроцесса обязана была успевать за требованиями закона, соответствовать принципам и нормам международного права.
Очевидно, что подготовка и гласное проведение демократических выборов в таких условиях сопряжены с необходимостью решения множества сложных организационных и технологических задач, обработки большого количества информации, немалыми финансовыми затратами.
Создание и внедрение Государственной автомати¬зированной системы Российской Федерации «Выборы» (ГАС «Выборы») реально разрешили эти задачи.
Многолетний опыт применения, начиная с 1995 года, подтверждает широкие возможности ГАС «Выборы» по автоматизации всех этапов подготовки и проведения выборов и референдумов различных уровней с момента их назначения до официального опубликования итогов выборов, референдума. Система сделала этот процесс прозрачным и контролируемым, обеспечивая достоверность, оперативность и полноту информации о выборах и референдумах в соответствии с избирательным законодательством Российской Федерации, общепризнанными принци¬пами и нормами международного права в области организации избирательного процесса.
tmp9A-1
ГАС «Выборы» - уникальна, это мощнейшая информационно-телекоммуникационная система, охватывающая всю территорию России, самые уда¬ленные районы и поселения. Разработка и внедрение автоматизированных технологий осуществлялись с учетом взаимосвязанного характера правовых, ор¬ганизационных и научно-технических аспектов.
Разработанные на научной основе концептуальные подходы и программы позволили создать современную информационную систему, имеющую четкую социально-ориентированную направленность.
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» неотделима от становления избирательной системы. Центральная изибрательная комиссия Российской Федерации (ЦИК России) выступила инициатором разработки ГАС «Выборы» и была определена Государственным заказчиком системы.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1995 года при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации создан Федеральный центр информатизации (ФЦИ при ЦИК России), которому поручено решать задачи организационного, технического, информационного и методического обеспечения ГАС «Выборы».
В результате совместной работы головным разработчиком системы - ФГУП «Научно-исследовательский институт «Восход» и организациями-соисполнителями в максимально короткий срок была создана уникальная территориально распределенная автоматизированная система. К декабрю 1995 года разработанная система была подготовлена для использования при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва.
В июне 2000 года после проведения государственных испытаний ГАС «Выборы» была принята в постоянную эксплуатацию. К тому времени с использованием системы были проведены тысячи избирательных кампаний и референдумов всех уровней, а её при¬менение прочно вошло в практику проведения выборов.
В декабре 2001 года ЦИК России была утверждена Программа развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» на 2001-2004 годы.
В рамках Программы развития ГАС «Выборы» реализован крупномасштабный проект, позволивший в предельно короткие сроки создать практически новую систему. Полностью обновлены комплексы средств автоматизации (КСА) избирательных комиссий всех уровней, проведена замена аппаратно-программной платформы системы на современную, более перспективную. Полностью заменен парк вычислительной техники. На КСА ГАС «Выборы» развернуто новое программное обеспечение, что дало возможность в десятки раз увеличить объем данных, обрабатываемых в системе, и увеличить скорость прохождения информации.
Обновленная система показала свою высокую эффективность в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, многочисленных выборов в субъектах Российской Федерации.
Последующие четыре года развитие системы проводилось в соответствии с Концепцией развития ГАС «Выборы» в 2005-2008 годах, утвержденной 17 декабря 2004 года постановлением ЦИК России.

 

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» - неотъемлемая часть избирательной системы Российской Федерации

Вместе с развитием избирательной системы Российской Федерации активно развивается ее технологическая база, и, прежде всего, автоматизация информационных процессов при подготовке и проведении выборов, референдумов.
Актуальность применения средств автоматизации в избирательном процессе стала вполне очевидна с самого начала создания избирательной системы России. Выборов стало заметно больше, они стали разнообразнее, резко возросла их общественная значимость, приобрел актуальность вопрос о независимом контроле и прозрачности для граждан России и средств массовой информации. Необходимо также учитывать особенности страны, масштабность территории и географическую разбросанность, охватывающую 11 часовых поясов, создание более 95 тысяч избирательных участков, образуемых в период проведения федеральных выборов, организацию в один день выборов различного уровня.
В условиях быстрого развития избирательного законодательства не только на федеральном, но и на региональном уровне, технология избирательногопроцесса обязана была успевать за требованиями закона, соответствовать принципам и нормам международного права.
Очевидно, что подготовка и гласное проведение демократических выборов в таких условиях сопряжены с необходимостью решения множества сложных организационных и технологических задач, обработки большого количества информации, немалыми финансовыми затратами.
Создание и внедрение Государственной автомати¬зированной системы Российской Федерации «Выборы» (ГАС «Выборы») реально разрешили эти задачи.
Многолетний опыт применения, начиная с 1995 года, подтверждает широкие возможности ГАС «Выборы» по автоматизации всех этапов подготовки и проведения выборов и референдумов различных уровней с момента их назначения до официального опубликования итогов выборов, референдума. Система сделала этот процесс прозрачным и контролируемым, обеспечивая достоверность, оперативность и полноту информации о выборах и референдумах в соответствии с избирательным законодательством Российской Федерации, общепризнанными принци¬пами и нормами международного права в области организации избирательного процесса.
tmp9A-1
ГАС «Выборы» - уникальна, это мощнейшая информационно-телекоммуникационная система, охватывающая всю территорию России, самые уда¬ленные районы и поселения. Разработка и внедрение автоматизированных технологий осуществлялись с учетом взаимосвязанного характера правовых, ор¬ганизационных и научно-технических аспектов.
Разработанные на научной основе концептуальные подходы и программы позволили создать современную информационную систему, имеющую четкую социально-ориентированную направленность.
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» неотделима от становления избирательной системы. Центральная изибрательная комиссия Российской Федерации (ЦИК России) выступила инициатором разработки ГАС «Выборы» и была определена Государственным заказчиком системы.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1995 года при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации создан Федеральный центр информатизации (ФЦИ при ЦИК России), которому поручено решать задачи организационного, технического, информационного и методического обеспечения ГАС «Выборы».
В результате совместной работы головным разработчиком системы - ФГУП «Научно-исследовательский институт «Восход» и организациями-соисполнителями в максимально короткий срок была создана уникальная территориально распределенная автоматизированная система. К декабрю 1995 года разработанная система была подготовлена для использования при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва.
В июне 2000 года после проведения государственных испытаний ГАС «Выборы» была принята в постоянную эксплуатацию. К тому времени с использованием системы были проведены тысячи избирательных кампаний и референдумов всех уровней, а её при¬менение прочно вошло в практику проведения выборов.
В декабре 2001 года ЦИК России была утверждена Программа развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» на 2001-2004 годы.
В рамках Программы развития ГАС «Выборы» реализован крупномасштабный проект, позволивший в предельно короткие сроки создать практически новую систему. Полностью обновлены комплексы средств автоматизации (КСА) избирательных комиссий всех уровней, проведена замена аппаратно-программной платформы системы на современную, более перспективную. Полностью заменен парк вычислительной техники. На КСА ГАС «Выборы» развернуто новое программное обеспечение, что дало возможность в десятки раз увеличить объем данных, обрабатываемых в системе, и увеличить скорость прохождения информации.
Обновленная система показала свою высокую эффективность в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, многочисленных выборов в субъектах Российской Федерации.
Последующие четыре года развитие системы проводилось в соответствии с Концепцией развития ГАС «Выборы» в 2005-2008 годах, утвержденной 17 декабря 2004 года постановлением ЦИК России.

Нормативно-правовая база разработки и использования ГАС «Выборы»

Нормативно-правовая база разработки и использования ГАС «Выборы»

Разработка, эксплуатация, использование и развитие ГАС «Выборы» строго подчинены положениям Конституции Российской Федерации, избирательному законодательству. Впервые идея использования средств автоматизированной обработки информации в ходе подготовки и проведения избирательных кампаний была официально выражена в Концепции создания Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 12 июля 1994 года.
Идеи Концепции нашли свое нормативно-правовое подтверждение и развитие в принятых в 1994-1995 tmpA9-1годах трех указах Президента Российской Федера¬ции о разработке, создании, развитии, обеспече¬нии деятельности Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» (от 23.08.1994 № 1723, от 28.02.1995 № 227, от 18.08.1995 №861).
Автоматизированная система стала субъектом избирательного права. Функционирование ГАС «Выборы» регламентируется федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми документами ЦИК России.
Статус, назначение, структура, состав, правовая основа, принципы использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы», порядок ее финансирования и полномочия избирательных комиссий и ФЦИ при ЦИК России, правовой режим имущества, входящего в состав комплексов средств автоматизации, и информационных ресурсов, обеспечение безопасности информации в ГАС «Выборы» определены Фе¬деральным законом от 10 января 2003 года № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы».
Данный закон стал первым в России комплексным федеральным правовым актом о конкретной информационной системе, регулирующим вопросы автоматизации и информационного обеспечения очень важной составляющей общественной жизни России - выборов.
Основные требования к автоматизированной систе¬ме при использовании ее на выборах федерального уровня, референдуме определены в Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации», федеральных законах «Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации».
В указанных законах определен порядок использования ГАС «Выборы» при проведении выборов, референдума. Установлено, что при подготовке и проведении выборов, референдума, в том числе при регистрации (учете) избирателей, участников референдума, составлении списков избирателей, установлении итогов голосования и определении ре¬зультатов выборов, референдума, для оперативного получения, передачи и обработки информации используется только ГАС «Выборы».

Структура и состав ГАС «Выборы»

Структура и состав ГАС «Выборы»

В федеральные законы включены положения о контроле за использованием ГАС «Выборы», использовании системы для наблюдения за ходом и установлением итогов голосования, применении технических средств подсчета голосов избирателей, участников референдума, доступе к данным, введенным в информационную систему, о размещении этих данных в сети Интернет.
Порядок эксплуатации, использования и развития ГАС «Выборы» в части, не урегулированной федеральными законами, устанавливается нормативными правовыми актами ЦИК России. Это относится к положениям, инструкциям, регламентам, нормативам и другим документам, регламентирующим порядок эксплуатации и применения ГАС «Выборы» при подготовке и проведении конкретных избирательных кампаний.
Они касаются, в том числе, вопросов перевода ГАС «Выборы» в режим подготовки и проведения выборов, регламента работы системы, организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий об итогах голосования, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием ГАС «Выборы», применения на выборах технических средств подсчета голосов избирателей. ЦИК России определяет требования к использованию, эксплуатации и развитию ГАС «Выборы» в соответствии с федеральными законами.
Федеральный центр информатизации при ЦИК России в пределах своей компетенции издает документы организационного, нормативно-технического и методического характера.
Реализованные требования к ГАС «Выборы» учитывают Рекомендации R(2004) 11 Комитета Министров стран-участниц Совета Европы по правовым, организационным и техническим стандартам электронного голосования (приняты Комитетом Министров 30 сентября 2004 года на 898-ом заседании).
Согласно Федеральному закону от 10 января 2003 года № 20-ФЗ ГАС «Выборы» является федеральной автоматизированной информационной системой, предназначенной для автоматизации информационных процессов подготовки и проведения выборов и референдумов, обеспечения деятельности избирательных комиссий, а также решения задач, не свя¬занных с выборами.
Структура ГАС «Выборы» как совокупность комплексов средств автоматизации, образующих многоуровневую территориально распределенную информационно-вычислительную среду, полностью соответствует масштабу и структуре избирательной системы России и поддерживает ее работу на всей территории страны.
В настоящее время ГАС «Выборы» представляет собой одну из самых крупных постоянно функционирующих информационных систем страны, охватывающую все муниципальные образования и сельские административные районы.
Система построена по принципу иерархии, она поднимается с местного уровня КСА территориальных избирательных комиссий (ТИК), избирательных комиссий муниципального образования (ИКМО) на региональный уровень КСА избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (ИКСРФ), а затем на уровень КСА ЦИК России.
Опорным звеном ГАС «Выборы» является КСА ТИК. Территориальная избирательная комиссия координирует работу участковых комиссий. Как правило, на ТИК возлагается функция ИКМО.
ГАС «Выборы» обслуживают более 3 тысяч системных администраторов, входящих в состав информационных центров ИКСРФ, прошедших специальную подготовку и получивших сертификат на право эксплуатации КСА ГАС «Выборы» в порядке, установленном ФЦИ при ЦИК России.

 

tmpBE-1

Использование, эксплуатацию и развитие ГАС «Выборы» в целом обеспечивает ФЦИ при ЦИК России. Эксплуатацию и развитие фрагментов ГАС «Выборы», функционирующих на территории субъектов Российской Федерации, осуществляют информационные центры избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
Модульная структура дает возможность гибко перестраивать фрагменты системы в зависимости от ре¬шаемых задач при проведении выборов.
КСА ИКСРФ (региональный уровень) выстроены на основе локальной вычислительной сети с автоматизированными рабочими местами, и поддерживают базы данных объемом 0,5 террабайт (Тб) (до не¬скольких миллионов избирателей).
КСА ЦИК России состоит из автоматизированных рабочих мест, объединенных в многосерверную ло¬кальную сеть. Объем информации на КСА ЦИК России - до 10 Тб.
В состав ГАС «Выборы» могут входить КСА участковых tmpC2-2избирательных комиссий (УИК) для обеспечения их деятельности, прежде всего для организации процесса голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума. В их составе могут быть комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) и комплексы для электронного (сенсорного) голосования (КЭГ).
Всего в состав ГАС «Выборы» входит КСА ЦИК России (678 АРМ), 83 КСА ИКСРФ (890 АРМ), 2734 КСА ТИК (5611 АРМ).
Все КСА ГАС «Выборы» объединены в единую информационно-вычислительную среду посредством мультисервисной подсистемы связи и передачи данных.
Для обслуживания и обеспечения работоспособности КСА ГАС «Выборы», подготовки системных администраторов используется сеть сервисных центров.

Комплекс информационных технологий

Комплекс информационных технологий

В ГАС «Выборы» применяются современные информационные технологии, обеспечивающие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, необходимой для подготовки и проведения выборов и референдумов, оперативного доведения результатов выборов до избирателей. Внедрение современных технологий позволило автоматизировать весь процесс подготовки и проведения избирательных кампаний.
Всего в ГАС «Выборы» разработаны и применяются более 800 взаимосвязанных и упорядоченных функциональных задач.
Все АРМ ГАС «Выборы» оснащены базовым комплектом лицензионного общего (ОПО) и сертифицированного специального программного обеспечения (СПО), программно-техническими средствами безопасности информации, имеют общую операционную среду и единую систему управления базами данных (СУБД). Это позволяет не проводить разработку и эксплуатацию устройств, сопряжения различных операционных сред и СУБД между разнородными задачами и всеми уровнями КСА.
СПО включает в себя пакет многофункциональных программ, обеспечивающих решение задач, стоящих перед ГАС «Выборы».
В процессе развития выделены подсистемы ГАС «Выборы», реализующие многочисленные функциональные задачи по отдельным направлениям.

tmpEA-1

Подсистема автоматизации избирательных процессов (ПАИП) предназначена для комплексной автоматизации функций избирательных комиссий, комиссий референдума разных уровней, связанных с организацией, подготовкой, проведением и учетом результатов выборов, отзывов и референдумов.
В составе ПАИП реализованы следующие основные задачи: избирательные кампании; календарные планы; кандидаты и избирательные коллективы; уполномоченные представители; доверенные лица; документы строгой отчетности; итоги; контроль избирательных фондов; кадры; агитация; использование технических средств подсчета голосов избирателей; право; картография.
Подсистема Регистр избирателей, участников референдума (ПРИУР) реализует функции ввода в базу данных сведений об избирателях, обработку повторяющихся записей, мониторинга базы данных, определения границ избирательных учасков, формирования списков избирателей, проверку подписных листов.
Постановлением ЦИК России установлен порядок и сроки регистрации избирателей, участников референдума, отражены вопросы взаимодействия избирательных комиссий и федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и других учреждений и организаций, осуществляющих учет населения (органы регистрационного учета, органы записи актов гражданского состояния, суды, органы уголовно-исполнительной системы, органы, осуществляющие воинский учет и другие).
На КСА ЦИК России развернут программно-технический комплекс ПРИУР (ПТК РИ), который позволил сформировать в ЦИК России федеральную базу данных избирателей. По состоянию на март 2008 года база данных регистра избирателей федерального уровня содержит информацию о 105,8 млн.избирателей.

tmpEA-2

Подсистема контроля финансирования политических партий (ПКФПП) обеспечивает:
  • всесторонний охват процессов финансирова¬ния политических партий через консолидацию в ЦИК России данных из всех региональных отделений, иных зарегистрированных структурных подразделений политических партий;
  • в том числе сведений о поступлении и расходовании средств, пожертвованиях юридических лиц и физических лиц;
  • автоматизированную обработку расчётных операций;
  • повышение скорости поиска специалистами избирательных комиссий необходимых данных за любой отчётный период;
  • сокращение трудоёмких действий по вводу данных, необходимых для проверки соблюдения требований законодательства, а также вводу данных о результатах проверки жертвователей в уполномо¬ченных органах;
  • предоставление избирательным комиссиям соответствующего уровня аналитической информации о финансировании политических партий.
Подсистема связи и передачи данных(ПСПД) базируется на существующей взаимоувязанной сети связи страны, построена по радиально-узловому принципу с центральным узлом в ЦИК России и узлами в избирательных комиссиях всех субъектов Российской Федерации, которые в свою очередь соединяются каналами связи с территориальными избирательными комиссиями. Со всеми субъектами Российской Федерации ЦИК России имеет цифровые каналы связи. В настоящее время проводится работа по организации цифровых каналов связи на территории субъектов Российской Федерации, используются 9 наземных станций спутниковой связи. Защита информации при ее передаче по сетям связи осуществляется с помощью сертифицированных средств криптографической защиты информации, гарантирующих требуемый уровень конфиденциальности и целостности передаваемой информации.

tmpEA-3

И нформационно-справочная подсистема (ИСП) предназначена для информационно-справочного обслуживания в оперативном режиме членов избирательных комиссий, работников аппарата избирательных комиссий Российской Федерации путем публикации в сети Интранет информации, содержащейся в информационном фонде ГАС «Выборы».
Подсистема Интернет-портал представлена совокупностью взаимосвязанных на информационном и программном уровне групп сайтов, обеспечиваю¬щих отображение деятельности ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, ФЦИ при ЦИК России, Российского центра обучения избирательным технологиям (РЦОИТ). Адрес сайта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в сети Интернет - http:// www.cikrf.ru.
На сайтах Интернет-портала в сети Интернет размещается основная информация, содержащаяся в базе данных ГАС «Выборы».
Для удобства общественного контроля при проведении выборов в сети Интернет оперативно размещаются данные протоколов всех участковых избирательных комиссий, также публикуются данные протоколов и сводных таблиц всех избирательных комиссий, принимавших участие в избирательной кампании.
Размещение данных участковых и территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации на сайты Интернет портала в сети Интернет проводится централизованно через защищенный комплекс, размещенный в выделенных для этих целей помещениях ЦИК России.

tmpEA-4

В последнее время система дает возможность пользователям получать информацию о предварительных итогах голосования непосредственно по мобильному телефону. Для этого создан Мобильный портал.
Имеющиеся на момент обращения сведения о ходе выборов и об итогах голосования представляются по запросу гражданина в формате SMS через операторов сотовой связи. Пользователь может запросить у системы данные о предварительных итогах голосования в целом по территории Российской Федерации или по любому избирательному участку. Это позволяет ему следить за динамикой подсчета голосов, находясь в пути, вдалеке от традиционных источников информации.
Подсистема отображения информации коллективного пользования предназначена для наглядного отображения результатов избирательных кампаний и процесса их проведения, а также использования средств визуального отображения в межвыборный период для проведения различных видеоконференций, презентаций и обеспечения повседневной деятельности ЦИК России. Подсистема включает современные средства отображения большого формата, позволяющие с высоким качеством отображать на экранах текстовую и графическую информацию. Предусмотрена трансляция телевизионных передач из здания ЦИК России одновременно по шести телевизионным каналам.
Для оперативного круглосуточного информирования общественности, российских и зарубежных СМИ о ходе голосования и предварительных итогах федеральных выборов в здании ЦИК России организуется работа Информационного центра ЦИК России.

tmpEA-5

Информация передается в Информационный центр в режиме реального времени по каналам ГАС «Выборы» и предоставляется в удобном виде (табличном, графическом, картографическом) для участников мероприятий Информационного центра.
Основной целью создания подсистемы управления и контроля функционирования (УКФ) является обеспечение постоянной работоспособности и готовности ГАС «Выборы» к проведению избирательных кампаний. Она предназначена для автоматизации процессов управления программно-техническими средствами, сбора и анализа данных о состоянии готовности системы к проведению выборов, контроля выполнения регламентов информационного обмена.
Проводится постоянный технический аудит системы, технология которого обеспечивает постоянный контроль состояния и устойчивость к возможным неполадкам и сбоям.

Подсистема обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания (ПОЭСО) предназначена для автоматизации процессов обеспече¬ния эксплуатации программно-технических средств (ПТС) ГАС «Выборы» и сервисного обслуживания КСА избирательных комиссий.

В рамках подсистемы ведется учет и движение ПТС, входящих в КСА ГАС «Выборы», на всей территории страны, обеспечивается поддержание ПТС в рабочем состоянии в соответствии с эксплуатационной документацией, осуществляется обслуживание, ремонт, замена, дооснащение и модернизация ПТС КСА, взаимодействие сервисных центров с поставщиками

tmpEA-6

и разработчиками ПТС, финансирование работ на основе долевых вложений средств из федерального и местного бюджетов.

Организацию всех видов работ по сервисному обслуживанию КСА ГАС «Выборы» обеспечивает ФЦИ при ЦИК России. В субъектах Российской Федерации работы по сервисному обслуживанию осуществляют специализированные организации, которым придается статус сервисных центров ГАС «Выборы», между которыми распределены КСА всех избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.

Подсистема автоматизации административной деятельности избирательных комиссий (ПААДИК) предназначена для автоматизации делопроизводства и документооборота в избирательных комиссиях. Подсистема обеспечивает также автома¬тизацию процессов административно-хозяйственной деятельности ЦИК России.
Подсистема обеспечения безопасности информации (ПОБИ)
При обеспечении безопасности информации в ГАС «Выборы» решаются следующие основные задачи:
  • обеспечение достоверности информации;
  • формирование адекватной политики информационной безопасности и ее реализация;
  • обеспечение комплексной защиты информации в Интернет-портале ГАС «Выборы». ПОБИ позволяет осуществить комплексную защиту информации при ее автоматизированной обработке и передаче по каналам связи. Это стало возможным при реализации в подсистеме ряда технических решений:
  • криптографическая защита данных;
  • антивирусная защита;
  • защита от несанкционированного доступа;
  • безопасность при межсетевом взаимодействии;
  • контроль функционирования ПОБИ.

Разработанные технические решения, внедренные программно-аппаратные средства защиты информации и комплекс организационно-технических ме¬роприятий позволяют оперативно и адекватно парировать любые возможные компьютерные угрозы, обеспечивая при этом достаточный уровень защиты информации в ГАС «Выборы».

tmpEA-7

Создана и внедрена комплексная система защиты ин¬формации Интернет-портала ГАС «Выборы». Между ГАС «Выборы» и другими информационными системами, которые существуют в России, в том числе сетью Интернет отсутствует физическая связь. В сети Интернет информация размещается через физический зазор, который гарантирует отсутствие связи непосредственно с комплексом системы. В целях защиты от искажения данных при обмене, хранении и размещении их в сети Интернет разработаны и реализованы специальные технические средства.

Подсистема обучения кадров

При создании ГАС «Выборы» решена очень важная задача формирования кадров системных администраторов, которые осуществляют техническую эксплуатацию КСА ГАС «Выборы» в соответствующих избирательных комиссиях.
Для подготовки (переподготовки) специалистов и пользователей ГАС «Выборы», создана система обучения, основной задачей которой является поддержание требуемого уровня профессиональной подготовки специалистов и пользователей ГАС «Выборы». Обучение проводится с использованием очной формы обучения на базе сервисных центров ГАС «Выборы» и дистанционной формы обучения. Для организации дистанционного обучения на сервере КСА ЦИК России размещены 21 электронный учебник и разработаны соответствующие экзаменационные тесты. Вся библиотека электронных учебников направлена на компакт-дисках во все ИКСРФ и ТИК.
Вновь принятые системные администраторы проходят обучение по очной форме. Все системные администраторы, прошедшие обучение, получают сертификаты на право эксплуатации КСА и удостоверения специалистов ГАС «Выборы».

tmpEA-8

При подготовке к проведению избира¬тельной кампании, кампании референдума (в течение 90 - 110 дней) выполняются следующие работы:
  • ввод в систему и обработка нормативных правовых актов, регламентирующих проведение избирательной кампании, кампании референдума;формирование календарного плана избирательной кампании, кампании референдума;
  • ввод в систему и обработка информации об избирательных объединениях, выдвинувших списки кандидатов, сведений о кандидатах, уполномоченных представителях, доверенных лицах, информации о ходе выдвижения и реги¬страции кандидатов, списков;
  • составление списков избирателей на основе базы данных ГАС «Выборы» в части сведений об избирателях, участниках референдума, проведение проверки сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, представляемых политическими партиями;
  • ввод в систему, сбор и обработка сведений о движении денежных средств на счетах залога и специальных избирательных счетах участников избирательного процесса; перечня государственных организаций телерадиовещания, государственных периодических изданий, которые обязаны предоставлять эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации;
  • формирование макетов избирательных бюллетеней, в том числе для КОИБ и КЭГ;
  • печать удостоверений для зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса;
  • контроль регламентов обмена информацией между КСА ЦИК России, ИКСРФ и ТИК; контроль готовности системы в целом и отдельных ее сегментов к проведению избирательных кампаний;
  • оперативное размещение информации из баз данных ГАС «Выборы» в ИСП и через физический зазор в сети Интернет и другие работы.

При проведении голосования и подведении предварительных итогов голосования (в течение 2 дней) выполняются работы по вводу в систему, сбору и обработке данных об открытии помещений для голосования на участке и об участии избирателей в выборах, референдуме; об итогах голосования (включая автоматическую проверку контрольных соотношений данных, внесенных в протокол УИК); о выдаче документов строгой отчетности (открепительных удостоверений, избирательных бюллетеней) и погашении неиспользованных документов; формируется графическое отображение в реальном масштабе времени информации об открытии участков для голосования, ходе голосования и предварительных итогах голосования; проводится контроль регламента обмена информацией между КСА ЦИК России, ИКСРФ и ТИК; оперативное размещение информации из баз данных ГАС «Выборы» в ИСП и через физический зазор в сети Интернет.

На заключительном этапе (10-15 дней после дня голосования) выполняются следующие работы: формирование и печать протоколов и сводных таблиц избирательных комиссий всех уровней об итогах голосования; распределение депутатских мандатов при проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов власти; печать удостоверений для депутатов, для членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса; ввод в систему, сбор и обработка платежей по возврату избирательного залога, итоговых финансовых отчетов; оперативное размещение информации из баз данных ГАС «Выборы» в ИСП и через физический зазор в сети Интернет.

При проведении выборов и референдумов на избирательных участках могут использоваться технические средства подсчета голосов избирателей.

На выборах в ряде регионов страны использовались комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). Прибор является простым по компоновке и удобным в эксплуатации. Он состоит из сканирующего устройства, накопителя избирательных бюллетеней и комплекта периферийных устройств: принтера, модема, концентратора.

Этот вид электронного голосования предназначен для автоматизированного подсчета голосов избирателей при проведении выборов и референдумов всех уровней в соответствии с действующим законодательством, накопления опущенных избирателями бюллетеней, печати итогового протокола участковой избирательной комиссии, приема исходных данных и передачи итогового протокола по каналам телекоммуникаций в вышестоящую избирательную комиссию в согласованном формате. КОИБ обеспечивает одновременное проведение семи видов выборов и выдачу отдельных протоколов подсчета голосов по каждому из них. Применение КОИБ способствует четкой формализации процедуры проведения голосования, повышению объективности подсчета голосов за счет снижения влияния человеческого фактора.

КОИБ прошел испытания межведомственной приемочной комиссии и государственную сертификацию.

В настоящее время на выборах используется также комплекс для электронного голосова¬ния (КЭГ), в составе которого предусмотрено устройство сенсорного голосования. КЭГ предназначен для проведения электронного голосования на избирательном участке без использования бумажного бюллетеня, автоматизированного подсчета голосов избирателей, участников референдума, установления итогов голосования.

Внедрение безбумажных технологий должно гарантировать тайну голосования, сохранность и неприкосновенность каждого голоса и при этом обеспечить прозрачность, возможность контроля со стороны членов избирательных комиссий и наблюдателей

tmpEA-9